Закрытие ФЛП (процесс прекращения предпринимательской деятельности)

Уважаемые предприниматели, на этот раз хочу написать об основных моментах процедуры прекращения предпринимательской деятельности. Очень часто задают вопросы по этой теме. В процессе предпринимательской деятельности, скорее всего, у каждого возникал вопрос: «Как закрыть ФЛП?» И многие хотели бы избежать этого процесса, так как наслышаны, что это сложная, нудная и длительная процедура. Но, как говорят, не так страшен черт, как его рисуют.
      Итак, основные этапы процедуры закрытия ФЛП:

1-й этап — подача госрегистратору по месту регистрации формы 12 о прекращении предпринимательской деятельности. При себе необходимо иметь:

  • заполненную форму 12;
  • оригинал паспорта;
  • оригинал идентификационного кода (на всякий случай возьмите и копию паспорта и кода).
            Не всегда в тот же день вы будете закрыты как ФЛП в едином госреестре (Бесплатный запрос). Иногда госрегистратор обрабатывает ваше заявление на следующий день (по закону у него есть на это 3 рабочих дня). Поэтому не откладывайте подачу формы 12 на последний день месяца, потому что, если госрегистратор проведет закрытие 1-м числом, вам придется платить ЕСВ еще за один месяц.

Вы можете подать форму 12 также онлайн через бесплатную систему «Он-Лайн Дом Юстиции». Для этого нужно иметь ключ ЭЦП и зарегистрироваться в данной системе.

2-й этап – оплата налогов и подача ликвидационных отчетов. Нужно оплатить все долги по налогам: ЕСВ платите по месяц закрытия, единый налог для 3-й группы – при наличии дохода, оплачиваете с него 5%, для 1-й и 2-й групп – оплачиваете единый налог по месяц закрытия. Оплатить, если у вас были начислены, штрафы или пени (проверить их наличие вы можете в электронном кабинете на сайте ДФС, при наличии у вас ключа ЭЦП).

В течении 30 календарных дней нужно подать ликвидационный отчет по ЕСВ (додаток 5 – указываете период по месяц закрытия) и декларацию об имущественном состоянии и доходах, если вы на протяжении последнего календарного года пребывали на общей системе налогообложения. В ликвидационной декларации отражаются исключительно доходы от предпринимательской деятельности. И в отчете ЕСВ и в декларации нужно поставить галочку «ликвидационный/ая». 

Если же вы были на едином налоге, то вам необходимо подать ликвидационную декларацию плательщика единого налога нарастающим итогом для 3-й группы — за последний квартал, в срок, установленный для подачи квартальной отчетности; для 1-й и 2-й групп – за последний год, в срок, установленный для подачи годовой отчетности. То есть если вы закрыты как ФЛП 3-й группы 23.08, то ликвидационную декларацию подаете за 9 месяцев в срок с 01.10 по 19.11, если как 2-й группы – то за год, в период с 01.01 по 01.03. В форме данной декларации не предусмотрена пометка «ликвидационная», данная декларация автоматически будет считаться ликвидационной. 

За несвоевременную подачу ликвидационных деклараций и отчета штраф 170 грн. За несвоевременную подачу отчета ЕСВ могут выписать еще административный штраф в размере от 510 до 680 грн.

Отчеты вы можете подать как в бумажном виде, так и в электронном.

3-й этап – закрытие всех счетов ФЛП и получение банковских выписок. Нужно закрыть все действующие счета ФЛП, даже те, которыми вы давно уже не пользуетесь, но они есть на учете в органе ДФС. Их наличие вы можете посмотреть в своём электронном кабинете в разделе «Учетные данные». Поэтому если вы на протяжении вашей предпринимательской деятельности не планируете пользоваться какими-то счетами, то лучше сразу их закрывайте, чтоб потом не бегать и не искать отделения банков, в которых были открыты данные счета. Кроме того, по всем существующим предпринимательским счетам нужно получить выписки за последних 3 полных календарных года. То есть если вы закрываете ФЛП в 2019 году, то выписки вам нужно получить за период с 01.01.2016 по дату закрытия счета. Если счет открыт позже чем 01.01.2016, то получить выписку по данному счету нужно с даты его открытия. Если по счету не было движения и в банке вам не могут сформировать выписку, то необходимо запросить в банке справку, что по данному счету за такой-то период движения средств не было.

4-й этап – проведение аудиторской проверки предпринимательской деятельности. 

Не зависимо от проведения/отсутствия предпринимательской деятельности вам нужно подать в центр обслуживания плательщиков заявление на проведение аудиторской проверки в свободной форме. Если вы планируете через какое-то время вернуться к ФЛП, то аудит можно не проводить, так как эта процедура не быстрая и может затянуться на года по причине отсутствия времени у аудиторов на проверки – желающих пройти аудит много, а аудиторов мало . Главное, пройдите предварительные этапы и сверку в ДФС (в окне сверки) по наличию долгов.

Если же вы не планируете возвращаться к ФЛП, то заявление на аудит лучше подавать. Так как рано или поздно вас могут вызвать на аудиторскую проверку. Спустя некоторое время, после того как вы подадите заявление на аудит, узнайте, кого назначили вашим аудитором и переговорите с ним по вопросу, когда можно будет передать документы. Вот перечень документов, который вам необходимо будет предоставить аудитору за период последних 3-х полных лет:

1. Банковские выписки по всем текущим счетам ФЛП;

2. Договоры, акты, счета по полученным доходам и понесенным расходам;

3. Заполненная книга учета доходов. За ее неведение штраф от 51 до 136 грн.

На проведение аудита аудитору дается 10 рабочих дней – с момента подписания решения на проведение аудиторской проверки. После его проведения вы получите справку о прохождении аудиторской проверки и решения на применение штрафов и пени в случае, если обнаружат нарушения. 

Дабы ускорить процесс взятия документов на аудиторскую проверку периодически звоните своему аудитору и напоминайте о себе. Перед тем как подавать документы на аудит, проверьте их сами еще раз на: наличие всех документов; сумма дохода должна сходится в книге учета доходов, банковской выписке и поданных декларациях. Если есть разбежности – внесите либо корректировки в книге, либо сдайте уточняющие декларации до подачи документов на аудит. Таким образом вы избежите лишних штрафов.

5-й этап – осуществление остаточных расчетов с бюджетом. Если вам выписали решение на применение штрафов и пени, нужно их оплатить либо оспорить, если вы не согласны. Если же у вас наоборот переплата по налогам – необходимо написать заявление либо на возврат излишне оплаченных средств на ваш карточный счет физлица с указанием полных реквизитов счета и точной суммы, либо на перевод их в бюджет.

6-й этап – внесение данных о снятии с учета ФЛП. После проведения аудиторской проверки и проведения полного (под ноль) расчета с бюджетом по налогам аудитор подписывает обходное письмо в структурных подразделениях ДФС, и закрывает интегрированные карточки, и снимает с учета ФЛП как плательщика налогов и ЕСВ. На сайте Минюста в Бесплатном запросе вы сможете увидеть, что сняты с учета и как плательщик налогов и как плательщик ЕСВ.

На этом все. Самое сложное в этом процессе – это «выпросить» у аудитора о проведении проверки